ЕГЭ по английскому языку

неофициальный сайт

Все о ЕГЭ по английскому языку: курсы подготовки к ЕГЭ, формат ЕГЭ 2009 и 2010, демо-варианты ЕГЭ по английскому, онлайн-тесты английского, скачать аудирование, пробный ЕГЭ

Телефон для справок
+7(495) 730-63-99

Грамматика и лексика в ЕГЭ: типичные ошибки и как их избежать

В раздел «Грамматика и лексика» ЕГЭ по английскому языку включены три составных тестовых задания:

  • проверяющие грамматические навыки задания базового уровня (B4-B10), состоящие из 7 вопросов;
  • проверяющие словообразовательные навыки задания повышенного уровня (B11-B16), состоящие из 6 вопросов;
  • проверяющие лексические навыки задания высокого уровня (A22-A28), включающие 7 вопросов.

Характеристика заданий раздела «Грамматика и лексика»

Задание Кол-во вопросов Проверяемые умения Тип/жанр текста Тип задания

B4-B10
Базовый уровень

7

Владение видовременными формами глагола, личными и неличными формами глаголов;  формами местоимений; формами степеней сравнения прилагательных и т.д.

Связный отрывок из повествовательного текста

Задание с кратким ответом

B11-B16
Базовый уровень

6

Владение способами словообразования

Связный отрывок из повествовательного текста

Задание с кратким ответом

A22-A28
Повышенный уровень

7

Употребление лексических единиц с учетом сочетаемости слов в соответствии с коммуникативным намерением

Связный отрывок из художественного или публицистического текста

Задание с множественным выбором

Задания В4–В10 базового уровня предполагают заполнение пропусков в предложениях грамматическими формами, образованными от приведенных слов. Задания В11–В16 базового уровня предполагают заполнение пропусков в предложениях однокоренными (родственными) словами, образованными от приведенных слов. Задание повышенного уровня предполагает выбор правильного ответа из 4-х предложенных вариантов.

За каждый правильный ответ экзаменуемый получает по одному баллу. Ответы, содержащие орфографические или грамматические ошибки, считаются неверными.

Типичные ошибки экзаменуемых

Наиболее трудными для учащихся остаются видовременные личные формы глаголов: многие учащиеся не умеют анализировать контекст для определения времени, в котором происходило действие, последовательности описываемых действий и их характера. Часто учащиеся не владеют основными формами глагола, путают 2-ю и 3-ю форму и неверно образуют формы страдательного залога, даже если они сумели правильно определить необходимость именно этой формы в данном контексте. Некоторые ошибки были связаны с незнанием форм неправильных глаголов: вместо требуемой формы экзаменуемые образовывали глагольную форму по правилу образования для правильных глаголов с окончанием –ed (breaked вместо broke, feeled вместо felt, sleeped вместо slept и т.п.).

Наибольшую трудность для учащихся представляет форма страдательного залога в Past и Present Indefinite. Типичной ошибкой также является использование активной формы Past и Present Indefinite вместо пассивной формы (asked вместо was asked; invited вместо was invited), что может свидетельствовать:

  • о невнимании к контексту, из которого следует, что лицо, обозначенное подлежащим, не совершало/совершает действие само, а подвергалось действию;
  • о непонимании разницы в употреблении пассивного и активного залогов.

Встречается также ошибочное употребление вместо Past и Present Indefinite Passive форм глаголов в Present или Past Perfect Active, Past или Present Continuous Active. Есть ошибки, вызванные незнанием того, как образуется форма Past Indefinite Passive, когда экзаменуемые вместо 3-ей формы глагола употребляли 2-ую (was wrote вместо was written).

Другая разновидность ошибок при образовании Past и Present Indefinite Passive связана с неправильным употреблением формы вспомогательного глагола to be (are printed вместо is printed). Эта же ошибка встречается в использовании глагола to be для образования видовременных форм группы Continuous и даже в простейшем случае его использования в качестве глагола-связки в составном именном сказуемом.

Использование неличных форм глагола (given, giving) вместо соответствующих личных форм активного и страдательного залогов говорит о том, что некоторые тестируемые не видят структуры предложения, в соответствии с которой в пропуск после подлежащего должна быть вписана соответствующая форма сказуемого.

Обращают на себя внимание ошибки, вызванные непониманием того, какое лицо совершает действие. Такие ошибки свидетельствуют о неумении внимательно вчитываться в контекст и о нарушении технологии выполнения задания – заполнения пропусков, которое требует предварительного прочтения всего текста с целью понимания его общего содержания.

Для вариантов, включавших тестовые вопросы, контролирующие навык употребления форм глаголов группы Perfect, типичной ошибкой было неправильное употребление Present Perfect.

Наибольшее количество ошибок связано с использованием вместо Present Perfect – Present и Past Indefinite. По-видимому, это обусловлено незнанием случаев употребления соответствующих видовременных форм и недостаточной сформированностью навыков их употребления.

Некоторые ошибки обусловлены неправильным выбором формы вспомогательного глагола (has grown вместо have grown и наоборот) из-за неумения согласовать подлежащее со сказуемым.

В отношении употребления неличных форм глагола большое количество ошибок было допущено экзаменуемыми в употреблении причастий. Эти ошибки состоят в употреблении вместо необходимой формы причастия I (taking) причастия II (taken) и наоборот, а также в употреблении вместо причастия II (taken) личных форм глагола (took) или слов, образованных от опорного с помощью суффиксов (takeness), часто не существующих в языке.

С употреблением степеней сравнения прилагательных и наречий экзаменуемые справились более успешно.

Затруднения в использовании степеней сравнения прилагательных возникли только у некоторых экзаменуемых. Основной ошибкой являлось заполнение пропуска опорным словом без изменения (attentive вместо more attentive), что противоречит инструкции к выполнению задания.

Типичные словообразовательные ошибки:

  • наибольшую трудность представляет употребление суффиксов -er, -ly, -ness, -ency, -ion, -ation, -able, -ive, а также префиксов dis- и in-;
  • образование от опорных слов однокоренных слов не той части речи, которая требуется по контексту (вместо protection – protective, proteced или protectly);
  • заполнение пропуска опорным словом без изменения его;
  • употребление несуществующих слов (difficultness вместо difficulty, scientifics вместо scientists);
  • вместо заполнения пропуска словом с отрицательным префиксом употребление или опорного слова без изменения, или слова, образованного с помощью суффикса (honestly, honesty вместо dishonest);
  • использование не того отрицательного префикса, который употребляется с указанным корнем (unhonest, inhonest);
  • неправильное написание слов (valueable, importent).

Рекомендации для учащихся по технологии обучения и по выполнению экзаменационных заданий

  • Для подготовки к лексико-грамматической части ЕГЭ по английскому языку придётся «прорешать» не один учебник английской грамматики и сборник упражнений. При обучении временам глагола обращайте больше внимания на те случаи употребления времен, когда в предложении не употреблено наречие времени, а использование соответствующей видовременной формы глагола обусловлено контекстом.
  • Вы должны совершенно чётко представлять, для чего употребляется то или иное время глагола, какие действия оно обозначает, как образовывается. Чем больше тренировочных заданий по каждому времени вы выполните, тем лучше вы будете в этих временах разбираться. Выбирайте также такие упражнения, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательного глагола в зависимости от подлежащего в предложении.
  • Особое внимание уделяйте формам глагола to be и to have как вспомогательным глаголам, поскольку неправильное употребление их форм является типичной ошибкой в грамматических заданиях тестов.
  • Разберитесь с правилами согласования времен — здесь тоже определяющую роль играет практика.
  • Не забывайте, что неправильное написание лексических единиц в разделе «Грамматика и лексика» приводит к тому, что экзаменуемый получает за тестовый вопрос 0. Так что все формы неправильных глаголов и много другое придётся учить наизусть!
  • Неукоснительно следуйте инструкции к заданию. Если инструкция требует употребления подходящей формы опорного слова, то пропуск не может быть заполнен опорным словом без изменения или однокоренным словом.
  • Внимательного читайте весь текст перед началом выполнения задания, это облегчит вам выбор необходимого языкового материала.
  • Прежде чем заполнить пропуск или выбрать одно пропущенное слово из нескольких, вдумайтесь в общий смысл предложения
  • Не забывайте, что опорное слово нельзя заменять при заполнении пропуска на любое другое, даже если оно подходит по смыслу.
  • Не оставляйте вопросы без ответа вообще – попробуйте в случае неуверенности в ответе вписать тот, который кажется наиболее вероятным.
  • Пишите четко и аккуратно.

Материал подготовлен на основе методического  письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена  2008 года в преподавании иностранных языков в образовательных учреждениях  среднего (полного) общего образования». Полностью текст методического письма размещён на сайте www.fipi.ru